На главную страницу Лоис М.Буджолд |
Рецензии Романа КОШКИНА
© КультПроСвет на сайте "ТЕРРАпия"
журнал "Паттерн"
на "Комарру"
март 2001
... Вторая книга из числа выпущенных `АСТ`, о которой сегодня пойдет речь, - это сборник Лоис Макмастер Буджолд под названием `Комарра. Вселенная Майлза` (серия `Золотая библиотека фантастики`). `Комарра` ранее уже выходила в серии `Координаты Чудес`. Что же касается 100-страничной `Вселенной`, то это вовсе не новая повесть (как кто-то, возможно, надеялся), а некая сборная солянка. Здесь и рассказ (к форкосигановскому циклу отношения не имеющий), и автобиографические заметки Буджолд, и ее интервью 1995 года, и, наконец, проведенные неким Сафордом Льюисом генеалогические изыскания, долженствующие прояснить читателям, откуда есть пошел маленький лорд Майлз. Самое любопытное среди этой сотни страниц - это, конечно, воспоминания писательницы о том, как ей пришло в голову придумать своего героя. `Буджолдоманы` (а они есть и в России) купят нынешний сборник уже ради этих нескольких страничек. Прочие же, обыкновенные, читатели, скорее всего, ограничатся `Комаррой`...
Прежде чем напомнить сюжет романа, позволим себе небольшое отступление. Если произошло худшее и вас взяли в заложники, понапрасну не делайте резких движений. Лучше перво-наперво определитесь, кто и зачем вас захватил. Выбор, впрочем, невелик - либо это фанатики, либо обычные бандиты. Из двух зол меньшим являются бандиты: им, по крайней мере, нужны деньги, а потому для них вы, хотя бы временно, чего-то стоите. Хуже с фанатиками. Совсем плохо, когда фанатиками движет какая-нибудь гигантская идефикс, способная (во имя всеобщего счастья, понятно) поглотить немереное число людей. Чем фундаментальней эта циклопическая химера, тем меньше ценятся обычные люди, жизнями которых для достижения Великой Цели запросто можно пренебречь (ваша жизнь не исключение). Когда станет окончательно ясно, что вы находитесь в руках у политических безумцев, смело поднимайте бунт или решайтесь на побег. Хуже вам все равно уже не будет...
Критическая ситуация, описанная выше, и стала кульминационным эпизодом `Комарры`. Хотя упомянутые фанатики-террористы, замыслившие непоправимое, в романе активно присутствуют и своими коварными поступками провоцируют изгибы фабулы, вовсе не они являются главными героями. Читатель, внимательно следящий за творчеством Буджолд (или за нашими обзорами книг), быстро сообразит: главным героем вновь становится любимейший персонаж писательницы Майлз Форкосиган.
Буджолд подарила любителям фантастики одного из самых обаятельных НФ-героев 90-х. Будучи сыном одного из высших чиновников Барраярской империи, Майлз Форкосиган с самого детства старался доказать и окружающим, и себе, что он отнюдь не бесплатное приложение к своему высокородному папе, а самостоятельная личность, человек, умеющий совершать Поступки и добиваться поставленных целей. В романах `Ученик воина`, `Цетагангда`, `Игра форов`, `Границы бесконечности`, `Братья по оружию` и других Форкосиган-младший демонстрировал ум, волю, сообразительность, человеколюбие и, конечно же, умение выходить за рамки инструкций во имя конечного результата. Проходя сложную многоступенчатую последовательность барраярской карьеры (от курсанта военного училища до Имперского Аудитора - в последнем романе), Майлз культивировал в себе привычку умного неподчинения в тех случаях, когда точное следование уставам могло привести к катастрофе. Успех романов Буджолд у американских (а затем и английских, французских, российских, наконец) любителей фантастики подтверждал, что герой-интеллектуал, не чуждый выходок в духе диккенсовского Сэма Уэллера, был избран правильно. Меньше всего этот персонаж выглядел анфан-терриблем, нахально презирающим иерархии просто из духа противоречия и радующимся любой возможности натянуть `нос` вышестоящим идиотам. В `Комарре` Майлз, уже наделенный полномочиями Имперского Аудитора, вновь демонстрировал нетривиальность мышления. Одним из первых герой догадывался, что странное происшествие на планете Комарра (одной из колоний Барраяра) есть только видимая часть айсберга, могущего потопить `Титаник` всей барраярской государственности. Не будем пересказывать сюжет. Заметим лишь, что сторонники изоляционизма (впервые они мелькнули еще в `Братьях по оружию`) на сей раз воспользовались всеми достижениями техники, дабы `отделиться` от метрополии навеки, а попутно еще и `перекрыть кислород` самому Барраяру. План, что ни говори, уж-ж-жасный...
Впрочем, чисто детективная интрига далеко не самое главное в этом произведении. Прилежные читатели всего цикла романов Буджолд наверняка помнят, что нашему везучему герою (в `Танце отражений` он даже выкарабкался из объятий клинической смерти), как правило, в любви не везет. Его юношеская симпатия, Элен Ботари, предпочитает другого. Его галактическая подруга и соратница по межпланетным баталиям Элли Куин, увы, не мыслит себя в качестве благопристойной фор-леди. И лишь в `Комарре`, где Майлзу Форкосигану уже тридцать лет, герой встречает свою избранницу...
Мы уже однажды отмечали в обзоре, что последние романы `форкосигановского` цикла уступают первым. Беда в том, что любовные перипетии персонажей занимают в тексте неоправданно много места. Всегда изобретательная по части детективной интриги, Буджолд, к сожалению, ведет любовную линию с явной оглядкой на принципы `мыльных` сериалов не самого лучшего пошиба. Начиная с двадцатой страницы, герой и героиня уже любят друг друга, но сперва опасаются признаться в этом себе, а затем - избраннику. В финале долгожданное взаимное признание переносится автором в будущее, за пределы конкретного романа. С точки зрения структуры сериала в этом есть известный резон (для сюжета всегда лучше, чтобы центральный серийный герой подольше оставался `вечным женихом`). Но психологическая недостоверность финальных сцен объяснения существенно портит общую картину. И даже триумфальное спасение избранницы Майлза из рук фанатиков-изоляционистов (с этих эпизодов мы и начали разговор о романе) на сей раз не спасает дела. Читатели наших обзоров уже знают, что дальше будет еще хуже: за `Комаррой` следует роман `Гражданская кампания` (о котором мы уже писали), а там вообще - розовые сопли вместо сюжета. Хочется все-таки верить, что Майлз будет настолько счастлив в законном браке, что семейные перипетии больше не будут отвлекать его в остальных книгах цикла. Если, конечно, Лоис Макмастер Буджолд не передумает вдруг этот цикл продолжать...
[Примечание от автора сайта - сравните этот текст с рецензией Р.Арбитмана. Не кажется ли вам, что г-н Кошкин, обличитель "любовного сюжета" в книгах ЛМБ, половину своей рецензии безастенчиво "слизал" у более именитого коллеги?]
на "Гражданскую кампанию"
ноябрь 2000
Сегодня в нашем обзоре представлены всего две книги. Обе - переводные, с английского. Обе выпущены фирмой `АСТ`, но первая имеет отношение к политическому триллеру, а вторая - к фантастике...
... Теперь о фантастике. Среди почетных гостей, приехавших в сентябре в Санкт-Петербург, была американская романистка Лоис Макмастер Буджолд. Визит ее совпал с выходом в свет нового романа под названием `Гражданская кампания`. Это очередной вклад в любимой публикой `форкосигановский цикл`. Книга вышла не в привычной серии `Координаты чудес`, а в `Золотой библиотеке фантастики`. Российский читатель, внимательно следящий за творчеством Буджолд, с первых же строк сообразит, что главным героем вновь становится любимейший персонаж писательницы Майлз Форкосиган, лорд-коротышка, а саму `Гражданскую кампанию` можно рассматривать как прямое продолжение предыдущего романа писательницы, который называется `Комарра`.
Напомним, что в `Комарре` главный герой, вступивший в должность Имперского Аудитора (что-то вроде наших Полпредов Президента, только без четко обозначенного округа - куда пошлют, туда и едет Аудитор исполнять волю Императора), раскрывает заговор комаррских сепаратистов. Те хотели бы закрыть доступ Барраяру (головная планета содружества) к межпространственному туннелю, то есть обречь его на космическое одиночество... Впрочем, сюжет с заговором в `Комарре` не самый главный. Гораздо важнее, что здесь впервые возникает фигура будущей избранницы доселе холостого главного героя. Майлзу, как правило, в любви не везет. Его юношеская симпатия, Элен Ботари, предпочитает другого. Его соратница по межпланетным баталиям Элли Куин, увы, не мыслит себя в качестве благопристойной фор-леди. Лишь в `Комарре` уже тридцатилетний к тому времени Майлз Форкосиган встречает Ее. И, пользуясь своим военным опытом, решает завоевать избранницу по всем правилам тактики. Однако вдруг оказывается, что военную кампанию порой выиграть гораздо проще, чем битву за женское сердце. Правда, в `Комарре` еще ничего не решено, и лишь в `Гражданской кампании` герой с героиней, наконец, воссоединяются.
По слухам, среди
поклонников `форкосигановского цикла` преобладают женщины - именно для них, судя
по всему, и был написан последний из романов. Приключенческой интриги тут совсем
мало, а переживаний в духе мексиканских `мыльных опер` (он любит и молчит, она
любит и молчит...) - выше крыши. Если верить интервью писательницы газете
`Книжное обозрение`, Буджолд после `Гражданской кампании` взяла тайм-аут на
роман, который не будет иметь к данному циклу никакого отношения. Но затем
приключения Майлза будут продолжены: жена обретена и можно заниматься
непосредственно профессиональными обязанностями. Герою всего тридцать, и
возможностей у автора очень много...