На главную страницу Лоис М.Буджолд |
"Звездная дорога под венец"
Роман АРБИТМАН
© "Книжное обозрение", ? 47 от 20.11.2000
Вообразите ситуацию: после скоропостижной гибели аристократа, не оставившего наследников и завещания, все его имущество плюс титул должны перейти к родственнику, который замешан (но доказательств нет) в убийстве жены этого самого аристократа - в то время как родная сестра покойного по закону (поскольку она женщина) может быть изгнана свежеиспеченным наследником из родового гнезда. Героиня, однако, не впадает в уныние. Она делает себе фантастическую по сложности операцию по перемене пола и теперь имеет право считаться продолжателем древнего рода. Спор заинтересованных сторон должен разрешить совет лордов-форов, причем большинство голосов консервативных лордов может получить убийца-наследник...
Весьма непростая юридическая, политическая и этическая ситуация, описанная выше, стала кульминационным эпизодом нового романа Лоис Макмастер Буджолд. Хотя родственники покойного аристократа, решающие собственные проблемы в суде (а подчас и за его стенами), в романе активно присутствуют и своими противоречивыми поступками провоцируют изгибы фабулы, вовсе не они являются главными героями романа. Наш читатель, внимательно следящий за творчеством этой американской писательницы, быстро сообразит: главным героем вновь окажется любимейший персонаж Буджолд - Майлз Форкосиган, маленький лорд-коротышка.
Лоис Макмастер Буджолд подарила любителям фантастики одного из самых обаятельных НФ-героев 90-х. Кажется, впервые центром повествования был избран не высоченный конфетный красавец с бицепсами Шварценеггера, но интеллектуал самого невзрачного телосложения, едва ли не карлик (последствия покушения на его маму в период беременности). Литературный - равно как и кинематографический - канон побуждал персонажей с ярко выраженными физическими недостатками становиться мизантропами и тратить всю свою энергию на месть остальному человечеству. Писательница с удовольствием сломала стереотип, вырастив в пробирке собственного воображения доброго и симпатичного гомункула. Осознание героем своего физического несовершенства не породило в нем ненависти к ближним и дальним. Другое дело - желание быть не хуже других и даже лучше.
Напомним предысторию. Майлз, будучи сыном одного из высших чиновников Барраярской империи, с самого детства старался доказать и окружающим, и себе, что он - отнюдь не бесплатное приложение к своему высокородному папе, а самостоятельная личность, человек, умеющий совершать Поступки. В романах "Ученик воина", "Цетагангда", "Игра форов", "Границы бесконечности", "Братья по оружию", "Комарра" и других Форкосиган-младший демонстрировал ум, волю, сообразительность, человеколюбие и, конечно же, умение выходить за рамки инструкций во имя конечного результата. Проходя сложную последовательность звеньев барраярской карьеры (от курсанта военного училища до Имперского Аудитора), Майлз культивировал в себе привычку умного неподчинения в тех случаях, когда точное следование уставам могло привести к катастрофе. Успех книг Буджолд у американских (а затем и английских, французских, российских, наконец) любителей фантастики подтверждал, что герой-интеллектуал, не чуждый выходок в духе диккенсовского Сэма Уэллера, был избран правильно. Меньше всего этот персонаж выглядел анфан-терриблем, презирающим иерархии просто из чувства противоречия и радующимся любой возможности натянуть нос вышестоящим идиотам. Каждое головокружительное приключение Майлза (будь то его превращение в адмирала межпланетных флибустьеров в "Ученике воина", или бегство из тайной лаборатории в "Лабиринте", или ловкое улаживание опасного дипломатического конфликта в "Цетаганде", или пресечение заговора сепаратистов в "Комарре") имело в основе честное желание законопослушного интеллектуала спасти общественные механизмы от деструкции. Герой добросовестно подчинялся правилам и на каждой ступеньке своей карьеры старательно играл роль винтика - но лишь до того момента, пока соблюдение законов субординации не порождало реальную опасность, не замеченную извне. После чего герой дерзко нарушал правила...
В последней книге Майлз Форкосиган, по-прежнему наделенный полномочиями Имперского Аудитора, вновь демонстрирует нетривиальность мышления. Как и прежде, на него валом обрушиваются неприятности. Именно в тот момент, когда тридцатилетний Майлз пытается жениться, он невольно становится одной из мишеней лордов-консерваторов: героя пытаются сразить подлой сплетней, пользуясь тем, что он - как должностное лицо - не имеет права раскрывать военную тайну и предоставлять доказательства собственной невиновности в убийстве.
Запутанная интрига, однако, неумолимо сползает на периферию сюжета. Прилежные читатели романов Буджолд наверняка помнят, что нашему везучему герою (в "Танце отражений" он даже выкарабкался из объятий клинической смерти), как правило, в любви не везет. Его юношеская симпатия, Элен Ботари, предпочитает другого. Его соратница по межпланетным баталиям Элли Куин, увы, не мыслит себя в качестве благопристойной фор-леди. Лишь в "Комарре", где Майлзу уже тридцать, он встречает Ее. И, пользуясь своим военным опытом, решает завоевать избранницу по всем правилам тактики. Однако оказывается, что военную кампанию порой выиграть гораздо проще, чем "гражданскую кампанию" - за женское сердце.
Признаемся честно: новая книга уступает многим прежним романам цикла. И именно потому, что любовные перипетии персонажей занимают в ней неоправданно много места. Всегда изобретательная по части детективной интриги, Буджолд, к сожалению, ведет любовную линию с явной оглядкой на принципы "мыльных" сериалов не самого лучшего пошиба. Герой и героиня уже любят друг друга, но сперва опасаются признаться в этом себе, затем - избраннику, затем ссорятся по пустякам. Чтобы оттянуть долгожданное объяснение, автор немало внимания уделяет совершенно уж побочной "сельскохозяйственной" теме - выращиванию в домашних условиях "масличных" жуков. Товарищи Казанцев, Охотников и Немцов с удовольствием позаимствовали бы эти эпизоды для своих "ближнеприцельских" сочинений...
Лишь в финале взаимное признание, наконец, состоялось. Близится свадьба. Кроме главных героев, еще несколько пар персонажей (решавших свои проблемы в параллельных микросюжетиках) тоже устроили личное счастье. Точки над "i" расставлены, и теперь-то есть надежда, что отступление в область слезливой мексиканской мелодрамы было временным и что в следующем романе цикла уже семейный лорд Форкосиган-младший вновь предстанет во всей красе: тылы-то обеспечены.