Сказки про Папашу Мороза.
Барраярские дети верят, что он приносит в Зимнепраздник подарки. С мешком, одет в зеленое и красное, украшенное орнаментом из снежинок.
Сказки про ведьм.
В балладе "Осада Серебряной Луны" прекрасная ведьма помогала фор-лорду одержать победу над его недругами: она летала в ступе, в которой после победы истолкли кости врагов.
Баба-Яга - "русская" разновидность старой колдуньи. Летает, как и прочие ведьмы, в волшебной ступе. Помимо прочего, ест нехороших детишек.
Ведьмы также одаривают новорожденных, но в каждом из таких подарков таится двойной смысл, отчего у барраярцев есть выражение "ведьмин дар".
Сказки про злого мутанта-чародея.
Мутант - непременный отрицательный герой. Он хранит свое сердце в ларце на таинственном острове вдали от своего замка, почему и неуязвим. Среди прочих гнусностей - похищает юных девиц.
Сказки про любовь.
Типовой сюжет: граф пытается отделаться от неподходящего жениха для своей дочери, поручив ему три невыполнимых задания. Герой (как правило, доблестный юный фор) выполняет условленное, и сказка непременно заканчивается свадьбой. Есть иной вариант, который стыкуется со сказками про мутанта: невесту героя похищает колдун.
Честный брак поощряется, но незаконная любовь опасна: в одной из таких сказок соблазнителю родственники девушки отрезают голову и прячут ее в горшок с базиликом.
Сказки про непорочную деву
"И вот я превращаюсь в образцовую барраярскую деву и выдумываю магическое заклинание прощения" (с) Елена Ботари. Предположительно, невинность обладает волшебной силой.
Типовые барраярские суеверия:
- посмертное приношение позволяет откупиться от душ убитых врагов, чтобы те не являлись впоследствии
- мутация передается посредством заразы и сглаза и отваживается знаком "рожек"
- амулеты изготавливаются из "странных" вещиц (от материнских слез до засушенного скелетика) и приносят удачу.
Майлз в своих размышлениях ссылается и на другие сказки: например, про заколдованную принцессу в хрустальном гробу, или про охоту на тщеславного единорога с зеркалом, или про Королевство Фейри, где год проходит за день, или про русалок, завлекающих мужчин, или про чернокнижника, заключившего сделку с дьяволом, - но трудно сказать, является ли это барраярской народной традицией или заимствованием высокообразованного человека из общеземного фольклора и литературы.
Легенды (персонажи времен Периода Изоляции)
Лорд Форталия Храбрый. Архетип - доблестный герой.
"Поиски императорского скипетра". Император Ксиан потерял свой скипетр при неясных обстоятельствах; Форталия отправился на поиски скипетра, но они так и не увенчались успехом.
"Заросли терновника". Про то, как Форталия силой прорубился через заколдованную чащу.
Граф Зелиг Форкосиган. Архетип - хитроумный правитель и военачальник.
"Дева озера". Невеста молодого графа вместе с братом защищала осажденный замок, когда штурм был неизбежен, попросила брата перерезать себе горло. На следующий день осаждающие отошли, обманутые якобы приведенными Зелигом подкреплениями, но было уже поздно.
"Вдова и барабанная дробь". Нищая вдова предложила графу Зелигу в уплату налогов единственное, что имела: игру на барабане своего сына и самого ребенка в придачу. Зелиг принял барабанную дробь, но мальчика вернул.
Варадар Тау, графы и Аудиторы. Архетип - сила и власть.
"Тау и его сборщики налогов". Первые "графы" были сборщиками налогов Тау Варадара.
"Аудитор и бандиты". История про то, как Аудитор ехал верхом через дикие места, с набитыми золотом седельными сумками и практически без охраны, а местные разбойники тайно скакали перед ним, расчищая путь, чтобы тот скорее покинул Округ.
Стеклянная графиня. Архетип - "колдовство и трагическая гибель".
Пятая графиня Форкосиган страдала от заблуждения, что она сделана из стекла. Кончилось тем, что один из разгневанных родственников уронил ее, и она разбилась. Поскольку уронили ее с двадцатиметровой башни.