To the Russian homepage

Беседа с Лоис МакМастер Буджолд, состоявшаяся
24 сентября 2000 года на 'Страннике-2000'

© под редакцией Лоис М. Буджолд

Вопрос: Откуда вы берете свои идеи?

lois_.gif (2442 bytes)

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Идеи для сюжетов обычно не появляются сами по себе, сюжет рождается, когда две или более идей пересекаются. Ключи для замысла могут годами присутствовать в голове автора до тех пор, пока не найдут друг друга для воплощения в книге. Для примера, я расскажу, как несколько идей сошлись и превратились в "метеорологическую" историю, которой начинается действие романа "Игры форов".

Первым моментом, в этом случае, была книга Т. Е. Лоуренса (больше известного как Лоуренс Аравийский). После своих приключений во время первой мировой он был в том состоянии, которое в наши дни называется тяжелым случаем посттравматического расстройства вследствие стресса, и, чтобы попытаться изменить свою личность и жизнь, он добровольно поступил на службу в британский авиационный корпус рядовым авиамехаником под псевдонимом (Эйркрафтман Шо). Он написал мемуары под названием "Исток" о том, как добровольно прошел базовую тренировку, где были собраны все мрачные ужасы армейской службы с точки зрения нервного, интеллигентного человека. Я прочла их, дай бог памяти, где-то в начале 70-х, и все эти сведения пошли в авторскую копилку, где и лежали в дремотном состоянии.

История первых христианских мучеников стала вторым моментом. Это история о временах Римской империи. Римский легион стоял где-то в Дакии на побережье Черного моря, где были жутко холодные зимы. В высшем командовании шли споры о том, допустима ли христианская вера среди солдат или нет. Они решили, что нет, и был спущен приказ, что любой, принявший христианскую веру, должен от нее отречься. Сорок человек отказались. Чтобы наказать, их отправили нагишом стоять посреди замерзшего озера до тех пор, пока они не передумают. Один из них сломался, и решил вернуться. Оставшиеся тридцать-девять остались стоять на льду, и один из наблюдавших за этим римских офицеров был настолько поражен силой их мужества, что вышел к ним, чтобы вновь составить святое число. Все они погибли, и стали легендой о мучениках раннего христианства, известной как "Сорок мучеников Севастии". Это второй элемент.

Элемент три. Мой отец был профессором университета, и, когда я была маленькой, в качестве своей второй работы он вел телевизионные репортажи о погоде в Коламбусе, штат Огайо. И это у него очень хорошо получалось. Его репортажи о погоде -- анализ и предсказания -- были лучше, чем прогнозы военных, что получали пилоты Стратегического Воздушного Командования на местной авиабазе. Так что пилоты, бывало, звонили ему, чтобы поинтересоваться погодой для своих вылетов в Туле и прочие места. Случайно, командир их застукал за этим и прекратил их звонки, запретив им это делать из соображений безопасности. Им пришлось вернуться к своим не точным военным погодным прогнозам, которые очень их огорчали. Но, тем не менее, из этого мотива и вышла метеорологическая история. Вдобавок ко всему, что я взяла от своего отца, была картина арктической метеостанции, много лет висевшая на стене в его кабинете у нас дома (я до сих пор храню ее). Это была репродукция, стилизованная под акварель, изображавшая человека в шубе, вышедшего на снег и проверявшего свои инструменты. Это третья идея.

Ну, и, наконец, у меня был Майлз. "Ученик воина" тогда уже был написан и издан, так же как и "Братья по оружию". И я хотела написать историю о том, как Майлз вернулся к дендарийским наемникам, это должен был быть приквелл. Он расстался с дендарийцами в конце "Ученика воина", однако он вновь был с ними в "Братьях по оружию". Как он к ним вернулся?

Итак, мне нужна была история для Майлза. Я готовила и слушала музыку, кассету ирландской певицы Энии, и на кассете была песня, которую она пела на латыни [ Enya, "Cursum Perfico", "Watermark" album, 1988, 32kbps, 192kbps - прим. перев.]. Я не понимаю латынь, и я понятия не имею, о чем на самом деле она была, но каким-то образом своеобразное переплетение военных и церковных ритмов этой композиции заставили все эти идеи одновременно сойтись вместе в моей голове. И я подумала: "А! Я знаю! Я пошлю Майлза на убогую арктическую базу в качестве его первого назначения, где он будет метеорологом и получит все неприятности, какие только можно, и воспроизведет историю о "Сорока мучениках Севастии" и он будет сороковым." А затем повествование откроет историю о том, как он попал в эти неприятности и получил назначение обратно в СБ. И после история продолжится.

goncharov.gif (2060 bytes)

Владислав Гончаров: Как вы относитесь к фильму "Звездный десант"?

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: (Лоис делает рукой жест "must die" и такое лицо, что все становится ясно без перевода. Оживление и смех среди присутствующих.) Верховена надо бы сослать в самые глубины ада.

Владислав Гончаров: И в продолжение того же вопроса. Правда ли, что в Америке этот фильм очень популярен и его принимают абсолютно всерьез?

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Господи, надеюсь что нет! Трудно понять, то ли это был военный фильм, то ли антивоенный. Его  словно пытались сделать пародией, и ничего не вышло, пытались сделать военным фильмом, и в этом тоже полное фиаско... Ужасный, глупый фильм.

volodihin.gif (2162 bytes)

Дмитрий Володихин: Какая основная и главная причина того, что Майлз изначально сделан таким маленьким и физически неполноценным?

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Прежде всего это связано с тем, что я начала делать с его родителями. Я хотела поставить Корделию и Эйрела перед тяжелым выбором. Когда я еще только думала о них я уже знала, что их сын будет калекой в условиях очень патриархальной и милитаризированной культуры, и им придется столкнуться с такими вещами, которых они не могли ожидать или предугадать. Так было в самом начале. Но затем я захотела написать энергичного героя, который был бы другим, противоположность всех ожиданий.

gevorkian.gif (2227 bytes)

Эдуард Геворкян: Станет ли Майлз императором?

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Нет, если постарается.

Sergey Pereslegin.gif (1960 bytes)

Сергей Переслегин: И в продолжение того же вопроса. Военная деятельность Майлза явно закончена. Деятельность его в качестве детектива тоже подходит к концу. Будет ли он заниматься политической деятельностью?

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Он унаследует то, что потребует от него быть политиком. Работа графа, а он станет графом, административная. Так что у него есть политическая работа, которая достанется ему после смерти отца.
Сергей Переслегин: Нет, в данном случае я, естественно, имел в виду международную - вернее, межпланетную политику.

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Не знаю. Мне бы пришлось разработать какой-то антураж, изобрести больше планет, придумать ситуацию, изобразить что-то, чтобы ему было чем заняться. Структура п-в-туннелей моей вселенной, о который мы говорили раньше, дает преимущество защиты. И она требует и поощряет межпланетное сотрудничество. Но она также означает, что каждая планета имеет очень ограниченное число соседей, с которыми было бы "удобно" конфликтовать, а в барраярском окружении сейчас все очень спокойно. И если я захочу подстроить Майлзу гадость, мне придется подстроить ее в каком-то другом месте, а не рядом с его родной планетой.

pol.gif (2325 bytes)

Олег Поль: Собираетесь ли вы расстроить свадьбу Майлза?
Лоис МакМастер Буджолд: Вы не читали "Гражданскую кампанию"?...
Олег Поль: Да, читали, конечно, но там не описана свадьба Майлза...

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Скорее всего, я не стану описывать его свадьбу, поскольку придется устроить из нее катастрофическое приключение (Не то, чтобы я не хотела подложить Майлзу свинью, но я не хочу этого делать с Катрионой). Есть куча вещей, что я могу сотворить с ним и после свадьбы.

lazarchuk.gif (2284 bytes)

Андрей Лазарчук: А нет ли у вас желания вернуться к описанию его военной молодости?

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Я не знаю. Способ, которым я выбираю, о чем писать, не слишком ясен мне самой. Оглядываясь назад на все книги, что я написала, мне кажется я выбираю тему в соответствии с тем, о чем мне нужно написать и подумать в данном году. И та тема, которую хочет исследовать мое подсознание и есть то, о чем должна быть история. Тема, над которой я бы хотела поработать в этом году включает в себя персонаж по имени Иста из новой книги в жанре фэнтези ("Проклятье Чалиона" выйдет в августе 2001 года в твердом переплете от издательства Avon/EOS/Harper Collins). Тема, которую я хотела бы посвятить ей, это тема жизни женщины в возрасте, которую я вряд ли смогу передать Майлзу и которая не может быть исследована им. Но у меня большая гибкость в том, где начать следующую историю о Майлзе, так как я могу двигаться во времени как назад, так и вперед (Думаю, я предпочту двигаться вперед, хотя и не могу загадывать наперед).
Эдуард Геворкян: Ну, допустим, можно пересадить мозг Майлза в пожилую женщину:
Лоис МакМастер Буджолд: Майлз не стал бы делать операцию по изменению пола.
Сергей Переслегин: Зачем Майлз? В общем-то есть Корделия с ее проблемами пожилой женщины:

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Это другой тип пожилой женины. Корделия уже в силе, она уже завершила свой путь к надежному месту в жизни. А Иста - персонаж, который этого еще не достиг. История будет о том, как она проходит путь от того положения, в котором находится, до положения, куда Корделия уже пришла.

smolyanina.gif (2006 bytes)

Екатерина Смолянина: В ваших книгах практически нет персонажей, которые воплощают всеобщее зло, которые абсолютно злы. А если они иногда встречаются, то оказываются психически ненормальными, такими как барон Риоваль и Джес Форратьер:
Лоис МакМастер Буджолд: Они очень близки друг к другу.
Екатерина Смолянина: Действительно ли вы считаете, что абсолютно злые люди -- это психически ненормальные, больные люди?

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Нормальные люди могут и совершают ужасные поступки. Существует множество возможностей, когда людьми можно психологически манипулировать и заставлять их делать то, о чем они никогда бы даже и не подумали, что могут это сделать, как хорошие так и плохие вещи (Начальная армейская подготовка, как пример. И то же самое пропаганда, и истории о зверствах, и круговорот программ новостей, и религиозное внушение и многое, многое другое). Обычные люди могут попасть в психологическую западню, или же ими манипулируют, или воздействуют на них, принуждая совершать удивительные вещи -- это случается постоянно, на войне, в политических и экономических кризисах, в бытовом насилии. Человеческие существа чрезвычайно податливы и все мы способны на что угодно.

Но рассуждая о злодеях в здравом уме, я всегда удивлялась, глядя на злодеев в фильмах о Джеймсе Бонде, например. Имея все эти ресурсы, что они демонстрируют по сюжету для своих злодейств, почему они попросту не инвестируют их в общий фонд и не уйдут на покой? Для них совершенно нет никакой необходимости быть злодеями, чтобы удовлетворить любую свою потребность. Убедительный злодей не должен злодействовать с бухты-барахты, у него должна быть веская причина или мотив. Настоящие люди не встают по утрам со словами "А сегодня я позлодействую!"

Но многие люди оказываются в положении, когда они творят зло, потому что они не понимают той ситуации, в которой оказались, не предусмотрели ее, не предугадали. Иногда они опускаются до совершения зла потому, что не осознают, что могут сказать "Нет!" Или же такой ответ означает, что их убьют. Это всегда так неясно, всегда трудно.

Сергей Переслегин: Вопрос из двух половинок - шуточной и серьезной. Шуточная половинка: нельзя ли рассматривать внедрение Корделии на Барраяр как блистательную операцию бетанской разведки?

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Эта мысль многим приходила в голову. Я думаю, несмотря на то, что она не является агентом бетанского правительства, она агент бетанской культуры. Она чувствует, что у ее культуры есть что-то, чему барраярцам стоит поучиться, например "не убивайте своих детей", базовые уроки. Так что, да, она агент перемен, она агент ради большего либерализма, я думаю. Но она не агент бетанского правительства, хотя, да, вы бы могли разработать великолепную конспиративную теорию из этого. И я уверена, у некоторых барраярцев таковая имеется.

Сергей Переслегин: Серьезный вариант того же вопроса: а, кроме шуток, как вообще Корделия прошла соответствующую проверку? Ведь фактически получается следующее: ниоткуда взявшаяся женщина становится супругой премьер-министра Барраяра. Да еще после войны, в которой она участвовала на стороне противника. Как это допустил император, как допустила это разведка, почему до конца своей жизни Корделия не находилась под тройным контролем службы безопасности?

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд:Тут несколько моментов. Прежде всего, ее хотел Эйрел, и некоторая власть у него была, чтобы повлиять на ситуацию. Все хотели, чтобы Эйрел женился и у него появился сын, поскольку Барраяр -- одна из тех культур, где производство следующего поколения является частью социального долга для члена аристократии. Так что все хотели, чтобы Эйрел выполнил свою часть работы. Петер безусловно хотел видеть Эйрела женатым, а Петер тоже был человеком весьма в этом заинтересованным. Корделия создала себе статус будучи вражеским солдатом, и весьма успешным. Ее стали обожать так же, как некоторые доки военной истории в Америке обожают генерала Роммеля (который заслужил прозвище "лиса пустыни" во время Второй Мировой в Северной Африке), который также был врагом, но был хорош в том, что делал, и имел некоторые интересные положительные качества. Это более чем возможно, восхищаться достойным врагом, особенно если вы военный и сами придерживаетесь мысли о воинской доблести. И в четвертых, Эзар хотел женить Эйрела так, чтобы он не пытался женится на вдовствующей императрице (вдовствующей кронпринцессе, более формально). Возможно Корделия и не стала бы первым выбором Эзара, но она была женщиной, что попала в поле зрения.

hodosh.gif (2410 bytes)

Анна Ходош: Но почему же Эзар был настолько против женитьбы Эйрела на Карин?

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Потому что был риск, что ребенок, которого они могли иметь, заменил бы внука Эзара. Если бы у них был ребенок, они бы захотели, чтобы трон наследовал он вместо Грегора.
Екатерина Смолянина: Возможно ли то, что принцесса Карин также была из Форбарра, и Эзар устроил ее свадьбу с Зергом из политических соображений, чтобы укрепить связь династии с престолом?

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Я так никогда в точности и не решила, из какой Карин семьи. Какая-то благородная форская фамилия, разумеется, но я никогда не вдавалась в подробности. Так что я не знаю.
Эдуард Геворкян: Как вы считаете, с какого момента происходит активное подключение американского юного читателя к фантастике? В детском возрасте с комиксов, или с более зрелого возраста? Может мультики какие-нибудь?

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Кто как. Большинство читателей фантастики которых я знаю, начали читать рано. Они были читателями, развитыми не по годам. Я знаю очень мало людей, кто начал читать фантастику в более позднем возрасте, в колледже или позже. Большинство из них начали тогда, когда стали прожорливыми читателями и начали читать все подряд, обычно в 9-12 лет. Кое-кто рассказывал о юном любителе фантастики, что начал читать, когда ему было четыре. Большинство фэнов, которых я знаю начали в подростковом возрасте, и совсем не много тех, кто начал чуть позже.

Мы можем спросить здесь присутствующих, когда они начали читать фантастику?

Раздаются голоса:8-9-10
Лоис МакМастер Буджолд: О'кей, о себе я уж и не говорю.
Владислав Гончаров: А вы сами, когда вы начали читать фантастику и как стали ее писать?

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: В девять лет. Мой отец читал фантастику, и именно так она пришла в мою семью. Он покупал такие журналы, как журнал "Analog"  или книжки карманного формата в мягкой обложке, чтобы было что почитать в самолете, когда он летал в командировки на консультации по инженерному делу. Когда он возвращался, я их у него забирала. Так я начала их читать, потом пускалась в поиски в библиотеках, до которых могла добраться (Мы жили в деревне, вернее, на краю пригорода, и до тех пор, пока я не подросла и не стала водить машину сама, я зависела от матери, чтобы она подвозила меня на машине). Затем, в возрасте 13 лет, папа купил мне мою собственную подписку на журнал "Аналог".

mazova.jpg (7561 bytes)

Наталия Мазова: Знаете, у меня было нечто очень похожее. Точно так же мой отец разбрасывал по квартире журнал "Химия и Жизнь", в котором тогда печатали фантастику, а я подбирала и читала эти журналы, ничего не понимала, но восхищалась.
Владислав Гончаров: Стоит добавить, что "Химия и жизнь" в те годы была лучшим журналом, который публиковал лучшую в стране фантастику.
Сергей Переслегин: Скажите пожалуйста, где, когда и как вы изучали военную науку и военную историю?

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Я начала читать книги по истории когда была подростком, в старших классах. Этот интерес возник их трех моментов. Во первых, в начале 60-х американское телевидение было заполнено передачами и сериалами о Второй Мировой. Их было очень много. У нас был "Бой", приключенческий сериал по Второй Мировой (Вик Морроу в главной роли) о полке, участвующем в боях за Нормандию, что длились на несколько лет дольше, чем настоящие бои. У нас были документальные фильмы, такие как "Победа на Море" (13 часовых эпизодов -- мой брат Джим им особенно увлекался). (Наверное, мне следовало упомянуть, что у меня были два старших брата, которые в большой степени определяли то, что наша семья выбирала для просмотра) У нас были все эти материалы о Второй Мировой на телевидении, и культура была пронизана этим.

Во вторых, я увидела фильм "Лоуренс Аравийский" Дэвида Лина. Моя подруга Лиллиан и я ходили на него семь раз, в те дни никто и представить себе не мог видеомагнитофон. Это подтолкнуло меня к прочтению целой серии книг. Я прочитала "Семь Столпов Мудрости" -- военные мемуары Лоуренса, хотя в то время это было чтением не по моим годам, и другие материалы о Лоуренсе. Однако я больше интересовалось Лоуренсом, как героем, как человеком, выдержавшем психологическую пытку, а военный аспект пришел сам собой, за компанию.

Лиллиан (Лиллиан Стюарт Карл) была моей лучшей подругой с седьмого класса. Она очень очень интересовалась историей и археологией. И мы разделяли наши интересы, она увлекла меня чтением книг по истории и археологии, а я заинтересовала ее чтением фантастики и фэнтези. Книга "Шталаг-17" была еще одной, что мы читали одновременно. "Шталаг-17" это еще одни мемуары о лагере для военнопленных. Я думаю это потому, что мы были словно в ловушке в старших классах школы, и идея побега из лагеря для военнопленных была очень захватывающей. "Возможно, если бы мы прокопали туннель, то смогли бы выбраться из класса..."

Дмитрий Володихин: Могли бы вы представить себе Бога в центре Вселенной?

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Мне трудно представить себе Бога, который бы отвечал за эту Вселенную. Я не верю в сверхъестественное в повседневной жизни. По вопросу "Есть ли Создатель? Есть ли Разум за тем, что мы видим?" я не убедилась в том, что он есть, но я не закрыла свой разум для подобной возможности. Я не знаю. Я -- агностик.
Владислав Гончаров: Вы произнесли те же слова, которые Лаплас сказал когда-то Наполеону. На вопрос, а где же в его космогонической системе находится Бог, он ответил: "Мой император, я не нуждаюсь в этой гипотезе!"

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: B данный момент я больше склоняюсь в сторону атеизма, но я не назвала бы себя атеистом, поскольку эта позиция требует более конкретных знаний, чем я приобретаю. Я еще окончательно не пришла к какому-либо финальному заключению по поводу теизма. Спросите меня на следующей неделе, в следующем году, через следующие двадцать пять лет, и мое мнение может стать совсем другим.

В теологии и христианской этике очень много того, что я нахожу красивым и привлекательным как художник, как рассказчик. К примеру, история о "Сорока мучениках Севастии"

Владислав Гончаров: Похоже, только агностик может столь вольно обращаться с христианской этикой.

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Христианская этика хороша. Этика вообще замечательная вещь, мне нравится христианская этика (задним числом хочу заметить, что много тех же идей о том, что хорошо, также можно найти и в других религиях). Но христианство делает исторические утверждения о реальности, и о том, что находиться за ее гранью, которые я не нахожу убедительными. Короче говоря, я очень увлекаюсь текстами британского апологета христианства К. С. Льюиса.
Владислав Гончаров: Я хочу немного поправиться: только агностик может настолько свободно анализировать христианскую этику.
Лоис МакМастер Буджолд: Библия -- комплексный документ и люди находят в нем все, что хотят там найти. Моя оценка христианской этики большей частью восходит к тому, что излагает Клайв Льюис. Его эссе -- по-моему под названием "Вес Славы" -- о ценности человеческой жизни одна из моих любимых вещей на все времена.
Наталия Мазова: Мы все очень любим Клайва Льюиса. Клайв Льюис едва ли не единственный проповедник, который убеждает именно с позиции логики, мотивирует те вещи, которые другие предлагают принять на веру.

realAudio

Лоис МакМастер Буджолд: Он придает христианской этике привлекательный вид. Есть множество христианских проповедников, которые делают христианскую этику отталкивающей, увы. Если вы хотите узнать о моих фундаментальных принципах жизненной философии, на это потребуется весьма длинная диссертация.

Я выделяю, оглядываясь в этом мире, два типа реальности, которые люди очень часто перемешивают между собой. Одна -- это настоящая реальность -- как эта кровать, это небо, люди, поезда, океаны, животные и мы с вами. Это настоящие вещи, они будут здесь и завтра, ни смотря ни на что.

И существует согласованная реальность -- это такие вещи, как деньги, правительства, законы, правила, корпорации, религии. Это системы мыслей и символов, которые люди придумали, что им было легче в этом мире. Это схемы, которые позволяют нам организоваться и справляться с реальным миром более эффективным образом. Можно думать об этих двух реальностях, как о аппаратном и программном обеспечении. Настоящая реальность и договорная реальность. И очень важно их не смешивать, не путать, и никогда не жертвовать чем-то реальным ради чего-то искусственного. Никогда не жертвуйте человеческим существом ради денег, правительств и т.д.

(И здесь кассета кончается, потому что мои гостеприимные хозяева пришли отвести меня на ужин.)

Если бы наше время не истекло, Я бы продолжила и добавила следующее. Многие люди полагают, что способны определить политические взгляды автора потому, какие правительства и каких героев они отражают в своих произведениях. Моя работа наверняка сбивает таких людей столку. А моя точка зрения заключается в следующем -- нет разницы в том, какой тип правительства выбрать, все они одинаково искусственны, согласованные фикции. Что угодно можно заставить работать, по крайней мере, на время, совместными усилиями достаточного количества индивидов в должной степени виртуозов или героев. И если бы мне пришлось выбирать, критерий был бы полностью утилитарным -- какая система работает наиболее гладко и с минимальным ежедневным героизмом, и наименьшим потреблением энергии? Какая из систем производит наибольшее количество благ для наибольшего количества людей с минимальным вредом для наименьшего количества людей -- в данном конкретном месте и историческом периоде? Это потому, что ответы не обязательно остаются все время одними и теми же.Люди ненавидят комплексность, у них от этого мозги кипят. Они хотят, чтобы мир был достаточно прост и понятен для их умов без приложения особых усилий. Они хотят решать проблемы один раз, и чтобы они так и оставались в решенном состоянии все оставшееся время. Но я чрезвычайно подозрительна ко всему простому, к политическим и экономическим теориям класса "один размер подходит всем". Я не думаю, что любое успешное правительство может быть создано значительно более простым, чем реальность и люди, которыми такое правительство собирается управлять.


The Cast

Лоис МакМастер Буджолд

Знаменитая американская НФ писательница

Сергей Переслегин

НФ критик

Эдуард Геворкян

НФ писатель

Дмитрий Володихин

историк и НФ критик

Владислав Гончаров

НФ критик

Андрей Лазарчук

НФ писатель

Наталья Мазова

НФ критик

Олег Поль

НФ фэн

Анна Ходош

Вебмастер русского сайта Лоис Буджолд

Екатерина Смолянина

НФ фэн

Александр Балабченков

balabchenkov.gif (2386 bytes) Переводчик-доброволец,
модератор fido7.ru.vorkosigan

А также Михаил Успенский, Ирина Андронати, и другие...

© 2000, Лоис МакМастер Буджолд.

© 2000, Александр Балабченков.

Особое спасибо Владиславу Гончарову за предоставленную помощь и аудио материалы.

текст на английском