На главную страницу Лоис М.Буджолд

"Война или мир?"

Анна Ходош

Рецензия на роман Л.М. Буджолд 'Мирные Действия' ('A Civil Campaign')

У поклонников Лоис МакМастер Буджолд - давно ожидаемая радость. В сентябре 1999 г. в США вышла очередная - пока последняя - книга из саги о Форкосиганах: непосредственное продолжение "Комарры" "A Civil Campaign" ("Мирные Действия").

Действие книги начинается непосредственно после окончания 'Комарры', когда Майлз начинает воплощать в жизнь свой блестящий план добиться расположения обожаемой им прекрасной вдовы Катрионы Форсуассон, и заканчивается императорской свадьбой пару месяцев спустя.

При первом взгляде эту книгу можно охарактеризовать кратко - "роман о том, как все женятся". Несмотря на привычку устраивать своим героям самые тяжелые испытания, какие только можно вообразить, Буджолд наконец-то сжалилась и решила устроить их личное счастье. Но, как мне кажется, эта книга не столько и не сколько о любви - хотя любовные отношения, безусловно, занимают центральное место в поведении всех ее героев - сколько о барраярском обществе в целом и о том, как в него сумел вписаться блудный сын Форкосиганов.

Сбежав в семнадцать лет со своей планеты - и от своей судьбы - в поисках воинской славы, теперь Майлз наконец-то возвращается и принимает назначенную ему по рождению социальную роль. Выйдя в отставку в тридцать, он пытается применить свой богатый опыт военных действий в новой для себя, мирной жизни - организовывает союзническую коалицию, планирует наступление, проводит разведку и собирает силы перед решающим боем.

Тринадцать лет армейской службы дают о себе знать - о многом (возможно, слишком о многом) происходящем вокруг него Майлз по привычке мыслит в военных терминах. Вот, например, ощущения Майлза перед решающим голосованием в Совете Графов:

"Он почувствовал ноющую боль в накачанных адреналином нервах - давно знакомое ощущение, словно перед боем, но без надежды потом снять это напряжение, как следует постреляв, если уж все пойдет действительно ужасно."

Но если в политической борьбе такие аналогии могут быть уместны, то в романтических отношениях Майлз чуть было не терпит поражения, пытаясь действовать, по меткой характеристике своего отца, как "генерал Ромео Форкосиган - ударный отряд из одного человека". Ему на собственном опыте предстоит уяснить мудрую мысль своих родителей о том, что 'военный' подход в любви равносилен полному разгрому и лишь в полной сдаче на милость своей прекрасной противницы он может обрести победу. К тому же в этой ситуации, как выяснилось, не исключена возможность попасть под дружеский огонь...

И не только Майлз ведет свою войну. Как ни парадоксально, наибольшую боевую активность в романе проявляют леди... Катриона борется за своего сына, не останавливаясь перед физической расправой с обидчиком. Марсия и Карин Куделки, словно разъяренные валькирии, организуют настоящую бомбардировку непрошеных гостей, а их сестре Оливии удается уложить трех вооруженных громил! Донна Форратьер, рискуя жизнью, противостоит всему барраярскому высшему обществу. Леди Элис возглавляет целый тайный заговор. Корделия, защищая интересы Марка, устраивает Ку и Дру настоящую расправу. Я уже не говорю об эпизодическом, но очень примечательном персонаже - графине Формюир... Вот такие "мирные действия"!

Легкий, насыщенный юмором стиль - недаром Буджолд охарактеризовала эту книгу как "Комедию нравов и биологии" - позволяет читателю отдохнуть душой после напряженной и полной боли потерь атмосферы "Танца отражений" и "Памяти". Вот для примера один фрагмент:

- Я нанял Катриону, чтобы разбить сад на участке рядом с домом, - ответил Майлз.
- А, вот что это за кратер, - сказал отец. - В темноте, из машины, это было похоже на то, будто кто-то обстреливал особняк Форкосиганов из орудий, но промахнулся. Я еще спросил себя, почему же нам никто об этом не сообщил.
- Это не кратер. Это - сад в котловине. В нем только... только пока нет растений.
- У него очень приятные очертания, Майлз, - сказала мать успокаивающе.- Я вышла на улицу и обошла его сегодня днем. Маленький поток действительно очень симпатичный. Он напоминает мне о горах.
- Именно такой и была идея, - сказал Майлз, чопорно игнорируя бормотание отца '... после цетагандийского бомбового налета на партизанские позиции...'.

Комедийная ситуация усиливается действиями и прочих героев книги. Беспутный майлзовский кузен Айвен, которому неожиданно фатально не везет в любви, оказывается втянут в весьма пикантную ситуацию. А брат Майлза, Марк, сумел в своих предпринимательских амбициях устроить в особняке Форкосиганов подлинную экологическую катастрофу. Действуя из самых лучших побуждений, он умудряется буквально наводнить дом ужасными, огромными, отвратительно выглядящими насекомыми, о которых в Форбарр-Султане вполне бы могла ходить шутка "Форкосиганы совсем зазнались - у них в доме даже тараканы с гербами...".

Романы Буджолд почти всегда демонстрировали нам происходящее глазами одного - реже двух - центральных персонажей. В этот же раз события предстают нам сразу с пяти точек зрения: самого Майлза, Марка, Айвена, Катрионы Форсуассон и юной Карин, дочери коммодора Куделки. Это позволяет нам увидеть действие "со стороны" и оценить барраярский высший свет с разных - а порой совершенно неожиданных - точек зрения.

Перед нами впервые во всю ширь разворачивается целостная панорама барраярского общества: провинциальных служак и столичных фор-лордов; заседающих в Совете Графов Прогрессистов и Консерваторов; блистательных графов и их скромных, но весьма осведомленных оруженосцев... И мы видим, как стремительно - и при непосредственном участии всех основных персонажей книги - это общество меняется, избавляясь от своих предрассудков, косности, жестокости.

Почти все герои нового романа Буджолд - молодые люди: от юных двадцати до цветущих сорока лет. И я рискну сказать, что эта книга в первую очередь о новом поколении, пришедшем на политическую арену Барраяра. О людях, чье взросление прошло уже не в привычной прежнему Барраяру атмосфере войны и смертей. О молодых мужчинах и женщинах, для которых маточные репликаторы (эпохальное, на мой взгляд, изобретение) - естественный шаг на пути к истинному равноправию полов. О политиках, на которых пока еще молодому императору Грегору предстоит опираться все свое - дай бог, долгое - царствование. И, кроме того, это - книга об окончательном примирении: Комарры с Барраяром, барраярских традиций с галактическими нравами, Форкосиганов с Форратьерами (недаром в ней Буджолд наконец реабилитировала эту семью после садиста Джеса и сумасшедшего архитектора Доно, выведя на сцену двух вполне положительных - хотя и типично по-форратьеровски язвительных - персонажей).

Цикл о Форкосиганах начался свадьбами - браком Эйрела и Корделии, Ку и Дру. И заканчивается он - пока что - свадьбами, обручениями, помолвками, любовью. Когда-то Корделия говорила, что Барраяр - неподходящее место для рождения детей. Но Корделия и Эйрел прожили свою жизнь не напрасно - их дети, родные и приемные, меняют этот мир, и теперь нам хочется верить, что новый Барраяр, несомненно, будет счастливее.

Апрель 2000