На главную страницу Лоис М.Буджолд |
"Путь Баррярра"
Василий Владимирский
© "о3он"
О книгах Лоис Макмастер Буджолд сказано и написано немало - и хорошего, и плохого. Что само по себе уже достаточно показательно: значит, произведения эти небезразличны читателям, значит, есть в них нечто, заставляющее самых разных, зачастую весьма неглупых людей сталкиваться лоб в лоб и ломать копья в спорах. Но, коль скоро издательство "АСТ" решило еще раз переиздать часть так называемого "барраярского цикла", то и нам не грех вернуться к этой сложной теме.
Существует множество критериев оценки литературного произведения. О качестве книги можно судить по глубине прорисовки образов, по психологической достоверности, по яркости антуража... А можно - по тому, насколько писателю удалось выполнить поставленную перед самим собой задачу. Конечно, такой способ оценки не всегда корректен - случается, что автор и сам толком не осознает, ради чего брался за перо. Но в случае с Лоис Макмастер Буджолд, как мне кажется, дело обстоит иначе. В каждой книге автор четко видит цель и уверенно к ней идет. Более того, на мой взгляд, все претензии (порой неоспоримые) к книгам Буджолд возникают именно из-за нежелания рассматривать эти тексты в той системе координат, в которой они создавались.
Буджолд сложно назвать изощренным стилистом. Простой, естественный язык прозы без какой бы то ни было вычурности, наивные афоризмы, почти полное отсутствие интонационного разнообразия в диалогах и внутренних монологах героев... Мы не найдем здесь ни сложных метафор, ни поэтической легкости - одну лишь функциональность и простоту. Однако при всем этом автор строит фразу легко, не переусложняя, да и словарному запасу Лоис Макмастер можно только позавидовать. Равно как и ее способности разбираться в хитросплетениях самых различных культур. Барраяр, Колония Бета, Цетаганда, Архипелаг Джексона... Создается ощущение, что сам автор знает об этих культурах гораздо больше, чем говорит нам, и даже больше, чем следует из подтекста.
Можно с полной ответственностью сказать, что Буджолд излишне оптимистична, её книги чересчур добры - неправдоподобно добры, если учесть, что в подавляющем большинстве произведений автора речь идет о войне, действе грязном (во всех смыслах), кровавом и отвратительном. Своих героев она наделяет многочисленными привлекательными чертами, не слишком характерными для военных, контрразведчиков и царедворцев... "Честный шпион" - это словосочетание является оксюмороном в любом контексте, но только не у Буджолд. Даже сержант Ботари, с его маниакально-депрессивным психозом, временами кажется сошедшим с пасхальной открытки. Да, согласимся мы. Разумеется, все это верно. Оно и понятно: как честно призналась в одном из интервью сама Буджолд, романы "барраярского цикла" создавались в расчете на подростковую аудиторию. И это существенно. Наверное, для того, чтобы в полной мере ощутить очарование барраярского цикла, эти книги нужно читать в том возрасте, когда восторг от знакомства с "Тремя мушкетерами", "Одиссеей капитана Блада" или "Последним из могикан" искренен и неподделен. Занимательная и неглупая детско-юношеская проза - вообще редкое явление, а уж написать книгу, к которой, как к "Трем мушкетерам", читатель будет вновь и вновь возвращаться на протяжении всей своей жизни (и, осознавая все неизбежные недостатки, каждый раз находить что-то новое и ценное для себя) под силу только автору по-настоящему талантливому. Думается, Буджолд это удалось.
Никто и никогда не обвинит Лоис Макмастер в том, что война как таковая симпатична ей. Скорее наоборот: всеми силами автор, а равно и герои барраярского цикла, стремятся свести к минимуму неприкрытое насилие, победить "малой кровью, могучим ударом". На фоне многочисленных произведений в жанре "war porno", где со смаком описываются подробности кровавой мясорубки (от Хайнлайна до Лазарчука), книги Буджолд смотрятся достаточно свежо и неожиданно.
Естественно, вызывает симпатию и описанная Буджолд барраярская культура, центральное, хотя и остающееся за кадром "действующее лицо" всего цикла и (в первую очередь) одноименного романа. Общество Барраяра - суровое, выкованное многовековыми лишениями, но одновременно сформировавшее собственную уникальную и весьма привлекательную систему ценностей, свои непоколебимые, зачастую весьма притягательные для нас сегодняшних идеалы. Гордость, честь, неподдельная любовь к родине, умение даже перед лицом смерти сохранять верность - государству, семье, самому себе... Ум, способность хладнокровно действовать в самых сложных ситуациях - именно эти качества наиболее характерны для лорда Форкосигана, главного героя "Барраяра", - и для породившего его социума. И как оборотная сторона - неустроенность в быту, растерянность и какая-то детская беспомощность, проявляющаяся, едва лишь речь заходит о сильных и глубоких чувствах.
Как и у любого другого, у этого общества хватает недостатков, но Барраяр, после долгого периода изоляционизма, активно развивается, на планете постоянно происходят какие-то подвижки, изменения... Достоинство этого общества и заслуга семьи Форкосиганов, невольно оказавшейся на острие прогресса, - в том что, изживая недостатки, порожденные объективными условиями, они бережно сохраняют все здравое и привлекательное, что имелось в системе прежде. То, что делает ее уникальной и самобытной, а порой и попросту красивой в своей функциональной законченности. Барраяр не пытается в точности копировать путь Колонии Бета или, скажем, Архипелага Джексона - экономически куда более преуспевающих миров. Заимствуя определенные - самые необходимые! - элементы общественного устройства и осторожно пробуя на вкус "этот новомодный гуманизм", общество Барраяра идет своим путем, на котором не избежать ошибок и потерь, но который не дает ему превратиться в бледную тень той же Колонии Бета, и помогает сохранить собственное лицо и своеобразное величие.
Безусловно это не может не вызывать у отечественных читателей сочувствие и уважение к автору, взявшемуся за подобную тему и сумевшему вполне достойно ее развить.
сентябрь 1999