На главную страницу Лоис М.Буджолд |
"Что такое феминизм и как с ним бороться"
Неопубликованное послесловие к "Бартеру"
В 1985 году рассказом "Бартер" дебютировала в фантастике Лоис Буджолд - тогда еще никому неизвестная домохозяйка с двумя малолетними чадами на руках. Такая же замученная домашними заботами, детьми, кошками и суетой, как героиня рассказа, Мэри Элис. Как впоследствии говорила сама писательница, рассказ - наиболее удачная форма для дебюта, хотя от автора с уже сложившимся именем издатели требуют в основном романов.
Именно многочисленные романы и повести из знаменитой "Форкосигановской саги", три из которых в ту пору уже лежали в ее столе и ждали благосклонного внимания издателя, принесли потом Лоис всемирную известность. Теперь уже кажется банальностью упоминать и о трех полученных за эти книги премиях "Хьюго" или о почти двух десятках языков, на которые они переведены.
Вселенная Саги ничем не напоминает "бытовую обстановку" маленького американского городка, где происходит действие первых фантастических рассказов Лоис. Она представляет собой головокружительное многообразие культур на разных, заселенных за тысячу лет человечеством планетах. И в самом центре этого повествования находится планета (а точнее, Империя) Барраяр: милитаризованный, жестокий, кастовый, вооруженный до зубов новейшим оружием мир, где понятия личного слова и верности возведены в ранг закона, зато сами законы не менялись еще с Периода Изоляции (столетий, в течение которых Барраяр был отрезан от остальной галактики, деградировав почти до стадии земного средневековья).
А читатели и критики все ломают копья по поводу того, какая же идея лежит в основе этих романов. И помимо почитателей, среди них есть и недовольные. "Феминизм!" - кричат одни, вспоминая о том, как не дают себя в обиду решительные, сильные буджолдовские героини. "Сплошная политкорректность!" - возмущаются другие, в качестве примера приводя главного героя-калеку или придуманные писательницей субкультуры сексуальных меньшинств. "Милитаризм!" - утверждают некоторые, ссылаясь на то, что на описанном Лоис с небывалой симпатией Барраяре правит каста форов-военных, и подводя сюжеты ее книг под ярлык "космических боевичков".
Не правы все трое. Основная идея, объединяющая цикл, существует - только она описывается словом "кто", а не "что". "Персонализм" - есть ли такая идеология? Осью, центром каждого из романов Форкосигановской саги является харизматическая личность главного героя - либо гениального маньяка Майлза Форкосигана, либо его родителей: регента, стратега и полководца Эйрела или великолепной Корделии - агрессивного "Я" тихой женщины Лоис Буджолд.
Упреки в милитаризме выглядят не очень обоснованно, учитывая и то, какой "антивоенный" заряд скрывается в каждой ее книге - взять хотя бы пронзительное послесловие к "Осколкам чести", или тот факт, что почти все ее главные герои "перерастают" военную карьеру. Мужчины из блестящих, но исполнительных, офицеров, чья служба по сути состоит в "подчистке чужих политических промахов", делаются политиками сами. Женщины... ну, подробнее о них речь впереди, но тенденция примечательна: Корделия, Дру, Елена, достигнув почти вершин в нелегком для женщины военном ремесле, в конце концов "устают от смерти и хотят послужить жизни." Фактически война в книгах Лоис - только механизм "проверки героев на прочность", к которому она прибегает как писатель. Хотя нелишне заметить, что Лоис, по ее собственным словам, с персонажами обычно обходится безжалостно, строя сюжет по принципу "какую наихудшую гадость я могу сделать этим людям?".
Но "феминизм" - это все же самый распространенный ярлык, который пытаются приклеить к писательнице. Давайте попытаемся именно под этим углом разглядеть повнимательней ту Вселенную, что построена воображением Лоис Буджолд.
Да, ее героини неизменно добиваются своего, и любому ясно, что не стоит доводить их до крайностей, а то дело закончится плохо: обидчику, в зависимости от обстоятельств и вкуса леди, могут разбить нос, свалить его приемом дзюдо, забросать с ног до головы пищевыми продуктами, устроить моральную порку или даже отрубить голову... Конечно, сказанное - скорее сатирическая гипербола. В романах Буджолд женщина в споре с мужчиной неизменно одерживает верх, причем, что примечательно, в первую очередь с помощью изобретательного ума и действительно безукоризненной логики.
Однако Барраяр - безусловно, патриархальный мир, не самое лучшее место для женщин, и в этом согласны как сама Буджолд, так и Корделия, любимейшая из ее героинь. Но тем интересней наблюдать, как героини ее книг находят в нем свое место.
Буджолдовские героини не стараются демонстративно "переплюнуть" мужчин в их традиционном занятии - войне (хотя ее и не чураются, и экс-капитан Корделия Нейсмит безоговорочно командует адмиралом Эйрелом Форкосиганом). Не изображают из себя эдаких "сладких куколок", чьи желания непременно должны исполнять влюбленные мужчины; единственная дама, попытавшаяся это сделать - Кавилло - терпит в подобной стратегии сокрушительное поражение. И соблюдают правила игры, не вмешиваясь в политику явно, так что их влияние на политические дела Империи, если пользоваться метафорой самой Буджолд, столь же неощутимо - и необходимо - как воздух.
Более того, роль жены и матери - это для них не шаг назад, не самоограничение на манер "церковь-кухня-дети", а скорее наоборот. Брак может стать испытанием - и это естественно, ведь близкие друг другу люди не могут не делать друг другу больно, - но, по Буджолд, "великое испытание есть великий дар". Так что в ее романах бракосочетание счастливой пары (кстати, даже в "романтических" повествованиях - далеко не единственная и не основная сюжетная линия) - это не хэппи-энд и не клетка, куда заточает себя героиня. Это - начало.
Может, именно поэтому Сага, перевалившая уже за десяток томов, так органично растет дальше - счастливый брак персонажей не становится для писательницы поводом исключить их из повествования, и мы точно знаем, что почти каждая последующая книга удивит читателя непредсказуемостью в повороте сюжета.
сентябрь 2002