На главную страницу Лоис М.Буджолд

Искусство манипулирования людьми по Буджолд

Екатерина Смолянина

"Сага о Форкосиганах" - серия замечательных романов, чтение которых доставляет огромное удовольствие и покоряет достоверностью деталей и характеров персонажей. Но помимо литературных достоинств эти книги хороши тем, что могут быть весьма полезными в неком прикладном смысле. Когда перечитаешь любимую книжку по несколько раз, то основная интрига уходит на второй план, и возникает собственное восприятие причин и следствий поступков героев, переосмысление подтекста, всплывают личные ассоциативные образы, то есть в определенный момент читатель осознает "уроки", преподносимые автором. Несмотря на некоторую напыщенность этого утверждения и моего собственного, еще в школе возникшего, отвращения к нравоучительным текстам (типа "Автор преподносит уроки нравственности и тра-та-та..." - фу!), все же что-то в этой идее есть. Постараюсь объяснить, какие именно методы героев Буджолд по части манипулирования - то есть умения заставить людей слушать и слушаться - я формулирую для себя.

Я не имею ни малейшего желания "увязнуть" в вопросах этичности манипулирования, мне представляется интересным просто посчитать и перечислить способы, которыми пользуются персонажи Буджолд. Причем, некоторые из подмеченных в этих книгах методов я проверила сама, и порой они действительно "срабатывают". Умение манипулировать людьми может быть и полезным и нужным, например, для руководителей среднего и высшего звена. У Буджолд есть яркие образцы как этичного и просто виртуозного обращения с подчиненными, так и весьма своеобразного - ну, например, в Доме Риоваля.

Допустим, очень примитивно, можно изложить одну из линий сюжета "Форкосигановской саги" как историю о том, как человек с серьезными проблемами со здоровьем добивается успеха. А еще, попутно, о том, как действуют люди, обремененные прочими разнообразными проблемами. Причем многие из них успешно достигают своей цели, то есть справляются с ситуацией. Например: регент и отец Эйрел, мама Корделия, адмирал Куин, коммодор Элен, лорд Марк, граф Доно и многие другие. И у Буджолд дается весьма подробная информация о разновидностях манипулирования и управления как о средстве при достижении цели.

Возьмем, к примеру, Майлза. Он, безусловно, идеализированный персонаж по части умения "выкрутиться" из ситуации, чудо-ребенок в "Ученике воина" и просто волшебник (в "Границах бесконечности" - например). Его также отличают таланты стратега, и, скажем так, менеджера крупного предприятия. Его умение заставить всех плясать под свою дудку, как правило, за гранью человеческих возможностей. Одной из его интересных черт является умение окружить себя преданным и адекватным персоналом. Причем, это умение Майлз демонстрирует и на службе, и в своих прочих занятиях. Талант управлять людьми присущ не только Майлзу, более того, на мой взгляд, он блестяще развивает идеи, которыми руководствуются другие люди, а точнее - его родители. То есть присутствует некая комплексная барраяро-бетанская методика. Помимо этой методики, также можно выделить типично барраярский метод, бетанский и джексонианский. Представители прочих планет не вызвали у меня соответствующих размышлений, но, наверно, есть еще и, к примеру, цетагандийский метод, хотя на Цетаганде превалирует управление личностью посредством фиксированного социального статуса в рамках государства. То есть цетагандийский метод, по видимому, существует и применим на практике, но при условии, что ты - аут-леди.

И хотя логичным представляется сосредоточить анализ на способностях Майлза как наиболее талантливого манипулятора у Буджолд, его методы все же не самые интересные. Многое из его техники описано у Карнеги и являются сплошным американизмом. К тому же Майлз слишком обаятелен и умен, чтобы быть реальным примером для подражания: "В целом - это просто чудеса акробатики. И я бы сказала, номер, не подлежащий повторению ".

Барраярский способ.

Говоря о барраярском способе манипулирования сознанием и поведением людей, я хочу абстрагироваться от того факта, что на Барраяре доминирует милитаризированная культура; военные методы не являются интересными с точки зрения техники манипулирования. Лучше всего проанализировать барраярскую методику на примере самого лучшего барраярца всех времен и народов - Эйрела Форкосигана. Естественно, барраярцы бывают разными, но методы Эйрела просто изумительны, о них невозможно не упомянуть. "Быть лидером означает управлять человеческим воображением, своим и чужим. Настоящая сила - это способность заставить других выполнять нужную вам работу" - вот какое определение дает он сам. Конечно, он и гений, и великий стратег, и удачливый политик, но для меня он прежде всего идеальный руководитель стиля "отец-командир".

Форкосиган обладает всеми характеристиками сильного лидера. Его профессиональные знания и опыт неоспоримы. Он целеустремлен и умеет добиваться успехов и как военный, и как политик. У него жесткие моральные принципы. Он заботится о выбывших из строя (Куделка, Ботари ) и принимает ошибки подчиненных персонально на себя. Все вышеперечисленное похоже на нравственные этические нормы, но на деле служит механизмом подчинения и контроля. И еще одним весьма полезным подспорьем для управления является личная присяга - типично барраярский способ обеспечить безусловное подчинение, а взамен "отвечать головой" за действия человека, принесшего присягу. Некоторым минусом этого стиля является необходимость проводить разграничение - "мои люди" и "не-мои люди" для большего стимулирования окружающих, к тому же, нельзя же нести ответственность за все сразу.

Император Грегор после тридцати тоже становится знатным манипулятором. "C Грегором было почти легко. Как ему это удается? Мягкое, почти сверхскромное поведение, за которым скрывается несравненное умение работать с людьми". Возможно, это нетипично для барраярца, но я не рискнула отнести методы Грегора к другой схеме - ну кто может быть барраярцем больше, чем сам барраярский Император? Грегор, когда недоволен, понижает голос до шепота, видимо, унаследовав от приемного отца этот метод воздействия и "давления на психику".

Интересно, что у Буджолд, ни одна из женщин не манипулирует мужчинами с помощью сексуальной привлекательности. А ведь способ практически безотказный. Ну разве что, этим грешит Кавилло, но она персонаж отрицательный, ее методы не являются типичными для женщин вселенной Майлза. А вот мужчины у Буджолд таких комплексов не имеют. Даже великий Майлз, при всей своей физической ущербности, не брезгует с помощью сексуальных маневров добиться неких своих целей. Например, отвлекая Тауру, он занимается с ней любовью, бормоча что-то о различии людей и животных, но по сути ему нужно заставить Тауру слушаться и выбраться из подземелья. С Вербеной - тоже самое. Далее, Фордариан пытается стать "постельным императором", и это никого не удивляет. Вице-адмирал Джес Форратьер сделал карьеру как фаворит принца Зерга. Манеры Айвена в комментариях не нуждаются: например, когда ему пришлось "поймать попутку - торговый корабль", то вряд ли он платил за проезд деньгами. И так далее. По-видимому, этот способ вполне допустим на Барраяре, по крайней мере, для мужчин. Чуть отходя в сторону от темы, хочется отметить, что внешность для барраярских мужчин, по видимому, составляет предмет особой гордости - они такие атлетичные, одеты в такие яркие мундиры... А женщины должны быть здоровыми, благоразумными, терпеливыми и, наверное, полненькими, ведь со слов Айвена, большого специалиста в этом вопросе, "женщины любят покушать".

Еще о барраярском поведении. Замечательный совет дает Майлз Харре (и Айвен - лорду Доно): "Просто стой прямо и говори правду". Гарош при допросе хитрит, ищет для себя смягчающие обстоятельства... и получает по заслугам. А стоило бы придерживаться другой тактики: "Попробуй извиниться. Прекрати оправдываться, моли о милосердии. Результат тебя может удивить". Честное и прямое поведение в сложной ситуации выглядит очень достойно. И это действительно "срабатывает", и не только для просителей и правдоискателей. Совет применим к ситуации, когда человек сделал ошибку и опасается санкций. Как правило, после честного признания санкции жесткими не бывают. Буджолд наглядно показала в "Памяти", что бывает с теми, кто хитрит при подобных обстоятельствах, и не только на примере Гароша.

Во многом, барраярский способ управления базируется на принципе - "Взывайте к благородным чувствам". Лучшее, что есть в человеке - гордость, храбрость, патриотизм и верность - заставляет барраярца следовать жесткой модели поведения и четко подчиняться командованию. Управление осуществляется открытым, незавуалированным способом, поскольку оно опирается на чувство долга и ответственности подчиненного. Действия барраярца можно связать его личным словом, и даже если клятва дана вынужденно, барраярец будет ее блюсти - "Душа человека - в его дыхании, а значит, в его голосе и в словах, которые он произносит. Нет ничего более обязывающего к выполнению". Более того, пытаясь обойти слово, правильный барраярец может отклониться от формы, но выполнит суть обязательства - "Наши судьи не очень благосклонны к людям, которые соблюдают букву закона и нарушают его дух".

Барраярцы подчиняются манипулированию, но оно должно происходить в соответствии с "правилами игры". Но это срабатывает только между барраярцами или теми, кто разделяет такие этические нормы. По отношению к людям, чье поведение обусловлено другими принципами, эти методы могут не сработать, поэтому в спорах Корделии с барраярцами победа, как правило, остается за ней.

Метод "взывания к благородным чувствам" не обязательно предполагает благородные мотивы и заботу о благе того, чьим поведением манипулируют. Например, Форкосиган, подталкивает принца Зерга к верной смерти, наводя того на мысль, что сам пытается "присвоить себе всю славу", и обвиняя принца в трусости. Чего тот, будучи барраярцем, естественно перенести (и пережить) не может.

Интересным фактором являются многочисленные культурные запреты на обсуждение определенных тем. По отношению друг к другу требуется быть предельно правдивым, но если вопрос касается щекотливых тем, то откровенность вредит, мешает сотрудничеству и управлению человеком. "Да разве можно задавать такие вопросы! А вдруг ему придется ответить отрицательно? Мне ведь с ним работать, не забывай об этом". Подобная деликатность также взаимно обязывает и помогает завоевывать уважение и преданность. Умалчивание некоторых вещей естественно при том значении, которое барраярцы придают слову.

В целом барраярцы очень искусны в науке подчинять себе окружающих и для этой цели пользуются различными способами, в том числе и не упомянутыми здесь. Но за счет культивируемых в обществе определенных моральных принципов, барраярские методы в целом скорее привлекательны. Если человек, имеющий некоторую формальную власть (например, над подчиненными на работе), начнет "работать под Эйрела", то это будет выглядеть очень мило и забавно. Такого человека наверняка будут любить и уважать (по крайней мере, пока он не слишком вошел в образ).

Бетанский способ.

К сожалению, в книгах Буджолд не очень много персонажей-бетанцев. Корделия является не очень типичной бетанской женщиной, она и барраярцев, в сущности, - почти дикарей, иногда шокирует своим поведением. Но в "Осколках чести" дано подробное описание действий Корделии как успешного типично бетанского командира, к тому же Корделия тогда еще не совсем "распоясалась", как, например, в "Барраяре".

Вот что говорит Корделия о своих методах - "И если в один прекрасный день мне потребуется подкреплять приказы угрозами или силой - это будет полный крах. Я предпочитаю действовать незаметно. Тогда я в выигрышном положении, потому что мне всегда хватает терпения - или чего-то еще - чуть дольше, чем остальным". Неявное, основанное на знание человеческой природы управление через обращение к подсознанию и систему логически построенного преподнесения нужной информации характеризует бетанские способы манипулирование людьми. Это управление через "мягкое" принуждение, вернее обоюдное содействие.

У бетанцев нет секретов между собой - серьги как индикатор семейного положения, психоанализ как средство взаимопонимания. Даже их одежда минимальна - саронг оставляет обнаженным большую часть тела, нет места интимности или стыдливости. Одно из первых прав личности - доступ к информации. Естественно, что в таких условия проще всего манипулировать людьми через обилие информации, в которой просто топятся оппоненты. Корделия без всякого принуждения, чисто автоматически, вываливает постороннему человеку Фордариану массу интимных подробностей про Эйрела, про Форратьера, да еще с собственными комментариями; удивительно, что Фордариан вообще не забыл, что он, собственно говоря, хотел ей сказать.

Стоит заметить, что на Бете исключительная правдивость не является общеупотребительной добродетелью. Вернувшись домой после Эскобара, Корделия тяготится ложью официальной пропаганды, а о публичном выступлении президента Беты она думает: "Эта речь была полна все тех же патриотических заклинаний, которые опьяняли людей перед ее отлетом, и едва ли одно слово из десяти было правдой - даже с бетанской точки зрения." То есть формулируется некий бетанский принцип - говорить правду, очень много разнообразной правды и неправды. Подобный подход является показателем условности этических норм на Бете в вопросах манипулирования сознанием.

Еще известные факты о Бете - демонстративно демократическое устройство общества в целом и коллективные методы принятия решений. При таких установках, формальному руководителю может быть крайне сложно настаивать на непопулярных решениях. Поэтому Корделия является не просто командиром, а неформальным лидером и занимается тем, что, уговаривает, улещивает, а возможно - еще сплетничает и интригует. Теневая власть а-ля "серый кардинал" - это высокое искусство манипулирования, тяжкая постоянная работа, контроль над своими словами и поступками, а также полная информация о действиях, разговорах и намерениях окружающих.

Конечно, для обеспечения эффективного управления в таких условиях, надо быть человеком обаятельным и нежно любимым всем коллективом. Например, адмирал Нейсмит - бетанец, и способен одним своим присутствием воодушевлять народные массы. Марк страдает от зависти: "Словно их вдруг включали и они становились в десять раз живее, чем прежде. Как ему это, черт возьми, удается? Заставлять людей вот так вспыхивать?" В образе "маленького адмирала" Майлз очень по-бетански обаятелен.

Еще один бетанский способ манипулирования - убеждение "от обратного". Например, бабушка Нейсмит моментально решает вопрос, останется ли Элен на Бете или полетит с Майлзом и отцом, просто уговаривая Ботари оставить девушку с ней и дать той возможность познакомится с не приличествующими молодой барраярке соблазнами. А Катриона следует ценным "бетанским" советам будущей свекрови по поводу свадьбы: "графиня Корделия заранее "обработала" ее на тему того, как с этим справится. Она опустила ресницы. - Кажется, это противоречит моему годовому трауру. Но если бы ты не возражал подождать до следующей весны, свадьба могла бы быть такой большой, как ты только захочешь."

И еще о бетанском психоанализе. Корделия сама подверглась непрошеному инспектированию собственных проблем, но при этом слишком часто прибегает к анализу побуждений окружающих и ставит подробные диагнозы по поводу и без, как будто она - член Совета психического здоровья, который реально существует на Бете и является могущественной организацией. А ведь что такое психоанализ в быту? Это - способ объяснить мотивации человека его слабостями, низменными побуждениями и несовершенностью. То есть в отличие от барраярского способа, бетанский предполагает "взывать к неблагородным чувствам". А следовательно, и свои и чужие - всего лишь люди, со свойственной человеческой породе слабостями, и играть с людьми надо на их пороках и заблуждениях. Я не хочу сказать, что бетанцы все сплошь аморальны и склонны злоупотреблять манипулированием, просто бетанский способ управления - через слабости человека.

Наверное, бетанский способ более действенный, чем барраярский, поскольку не базируется на особых культурных или этических нормах, а является сочетанием житейской мудрости, некоторой хитрости, умения правильно преподнести факты и терпимого отношения к людям.

Джексонианский способ.

Конечно, про Архипелаг Джексона известны сплошные ужасы - торговля телом, беззаконие и кошмары подвалов Риоваля. Но все же услуги джексонианских баронов пользуются спросом, поскольку "за деньги там готовы на все", и при этом на Архипелаге существует определенный кодекс по выполнению обязательств. Как раз Риоваль - не характерный образец: во-первых, он просто псих, а во-вторых, увлекаясь личной местью, он теряет доходы и вообще дает себя прикончить. "Боюсь, дом Риоваля так и останется Младшим - Ри ставит удовольствие выше выгоды. Глупо."

Понятие "Сделка" является стабилизирующим, общепринятым методом контроля. Сделка - это формальный, четко оговоренный по всем пунктам контракт, устный или письменный, причем обязательный к выполнению по понятиям архипелага Джексона и "считающийся почти священным". В отличие от барраярской клятвы, здесь буква важнее духа, то есть формулировка договора очень важна, а невнимание к деталям может иметь фатальные последствия. Заметим, что сделка имеет ограниченный срок действия и сформулированный порядок исполнения взаимных обязательств. То есть речь идет о коммерческом контракте, регламентирующим действия обеих сторон с целью получения прибыли. Финансовая выгода определяет статус и степень влиятельности. "Золотое правило, мой мальчик. У кого золото, тот и правит". У кого меньше - тот подчиняется. Этакий девиз - обеспечь, вернее, оплати свои интересы сам.

Конечно, также управление строится на страхе физической расправы, ведь юриспруденция на Архипелаге сводится к финансовым соглашениям - можно купить ордер на арест, законно требовать и получать выкуп за заложников и т.д.

Марк во многом действует и рассуждает как джексонианец. "Деньги - это такая власть, которую может иметь почти что любой. Не нужно даже, чтобы твоя фамилия начиналась с "Фор"". В "Мирных действиях" его договоренность с родителями Карин - типичная Сделка. А его поведение и манеры в сцене, когда он торгуется с бароном Феллом, можно использовать как методическое пособие - курс молодого бойца-джексонианца. Наверное, к старости Марк превратится в важного, влиятельного "вельможу", с трогательной нежностью относящегося к своим огромным капиталам... и жуткого жлобного жадюгу.

Подобное манипулирование людьми через деньги, способ "наказать рублем" и посредством детально составленного контракта, где незнание законов не освобождает от ответственности, становится очень типичным в некоторых отечественных коммерческих компаниях. Иногда, посмотришь на какого-нибудь исполнительного директора и думаешь - ну просто джексонианский барон! Но этот способ достаточно убедительный и не оставляющий места иллюзиям. И конечно, всегда попадаются люди, не принимающих иного способа управления, ну и справляться с ними надо соответственно.

***

В конечном итоге, на Барраяре превалирует манипулирование посредством культурно обусловленного воздействия к "сверх я", завышение требований к личным качествам человека. На Бете в основу положены методы психоанализа, апелляция к "оно" - подсознательным стремлениям человека, его слабостям и комплексам. А на Архипелаге Джексона личность вообще мало принимается во внимание, человек выступает как субъект формализованных отношений, и методы воздействия на него во многом финансовые.

У Буджолд описано достаточно много планет и культур, своеобразных, экзотичных , непохожих друг на друга. И очень интересно находить в своих поступках и в поступках окружающих ту или иную модель и с успехом применять в реальной жизни вычитанные образчики поведения, убеждения и воздействия.

Ну и напоследок мне хочется привести еще одну цитату как пожелание читателям Буджолд, а также с надеждой, что такую характеристику может заслужить не только литературный персонаж: "Как насчет силы? - предложила она, втайне страшно довольная тем, что у Форкосигана есть хотя бы один почитатель. - Энергия, приложенная к работе."

август 2000 г.